Славяне: божества Земли

Чёрная Леди
Приглашённый Мастер
Аватара пользователя

Автор темы
Статьи: 1
Сообщения: 9850
Зарегистрирован: 02 сен 2012, 02:29
Репутация: 126
Статус: Моя почта: ledi.key@yandex.ru
Откуда: Санкт-Петербург
x 116
x 112
Пол:
Знак зодиака:
Контактная информация:

#1

Непрочитанное сообщение Чёрная Леди » 30 апр 2014, 11:16

Земля для славян - это прежде всего, плодородие, урожай. Функции плодородия обеспечивали сразу несколько божеств, которые властвовали над плодовитостью людейи скота, урожаем на полях, плодородием почвы. От их благосклонности древние люди зависили очень сильно.

Все эти божества были тесно связаны с ежегодными природными изменениями, с кругом хозяйственной деятельности.

Прежде всего, это, конечно же, Мать сыра земля — в славянской мифологии воплощение земной стихии, праматерь всех живых существ и растений. Земля была той основой, на которой покоилось мироздание. Мать-земля считалась супругой Неба, а от их любви, проливавшейся дождями, земля давала урожай. Народные поверья утверждают: если человек не заботится о земле, она не даст ему ни хлеба, ни урожая, не взойдет на ней ни единый колосок. Но если с любовью и уважением относиться к земле-матушке, она и прокормит, и сбережёт детей своих, и укроет от всех бед и горестей.

Плодородие невозможно без солнца, так как без солнечного света не родится на земле ничего — именно солнце дает жизнь всему на земле, от него зависит урожай, а следовательно, благополучие. Богами, о которых обязательно следует упомянуть в земледельческом цикле, были уже упомянутые выше солнечный бог Хорс, бог солнечного света, тепла, плодородия Дажьбог и Ярило — бог весны, плодородия, любви, рождения новой жизни, сексуальной мощи.

Про Ярилу говорили:
«Волочился Ярило
По всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил.
А где он ногою —
Там жито копною.
А где он не глянет —
Гам колос зацветет».

Одну из главных ролей в обеспечении плодородия и благополучия наших предков играл Велес — «скотий бог», властелин животного мира. Он покровительствовал хозяйству, прежде всего скотоводству, так как скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением плодородия, богатства. Последний пучок несжатых колосьев специально оставляли в поле в дар Велесу — так называемую «Велесову бородку».

В западнославянской мифологии почиталась Девана — богиня охоты, покровительница зверей. Её также почитают как богиню растительного мира, плодородия, женского целомудрия, покровительницу всего живого на Земле. Ее особо почитали охотники и звероловы.

Богиней плодородия, урожая, брака была Лада, весьма почитаемая в народе. Лада была щедрой и отзывчивой богиней, а праздники, посвящённые ей, приходящиеся на канун Крещения, 19 января, получили второе название — щедровки. Почитая Ладу, славяне прорубали лёд на реках, чтобы уснувшая богиня могла проснуться к весне. В проруби бросали дары и объекты воздействия: хлеб, пироги, оладьи, лили на лед горячие отвары и бросали цветные лоскуты, пировали и прославляли богиню любви.

Сюда же можно отнести богиню лета и молодости, юности, женственности, первых весенних ветерков, первых цветов Лелю. Славяне верили, что Леля является по¬кровительницей первых всходов, заботится о будущем уро¬жае. Лелю также иногда называют Весной. Весне устраивали торжественную встречу: «закликали», то есть приглашали в гости, дарили ей подарки, старались приготовить богатое угощение. Лада и Леля — богини весенне-летнего цикла, связанные с возрождением природы после долгой холодной зимы, началом полевых работ, позже — с урожаем, летним солнцестоянием.

Символом весны, жизни и плодородия у восточных славян была также Кострома.
Следует упомянуть также божество Мокошь (Макошь) — символ женского начала, богиню плодородия, урожая, покровительницу брака, родов, домашнего очага.

У западных славян богиней жизни и плодородия, урожая и земледелия считалась Жива. Ее представляли в образе обнаженной женщины, держащей в руках дары садов и полей — спелые яблоки, гроздья винограда и ягод. Её длинные волосы символизировали процветание и богатство урожая. Она также была и богиней ранней осени, времени, когда созревали плоды в садах.

Мифологический образ, связанный с весенним циклом плодородия, — Коляда. Славяне просили Коляду, чтобы как можно скорее пришла весна и засияло тёплое солнышко. Они украшали сугробы букетиками сухих цветов, хранимых с лета, бросали на снег лоскуты цветной ткани. Во всех домах в этот день гасили старый огонь и разжигали новый, в честь Коляды.

Богом лета, жизни и урожая, дарителем благ был Купала. Купала был олицетворением самой природы, и земля, и небо радовались вместе с ним. Празднества в честь Купалы начинались в начале жатвы. Совершая обряды на Ивана Купалу, славяне стремились обрести в будущем силу и здоровье, собрать обильный урожай.

Спорыш — у восточных славян бог семян, жатвы и урожая. По преданиям, он живёт в двойных колосьях, и если сплести из них после жатвы венок или куклу-«спорынью» да спеть богу песню, Спорыш отзовется благодарностью, и будут у человека того в доме достаток и счастье.

В славянской мифологии был также персонаж, являющийся символом плодородия и счастья — Полазник. Это благодушное, доброе божество, приносящее удачу в Новом году.

Поскольку землю почитали не только в язычески времена, но и после, это, естественно, нашло отражение и в толковании снов, связанных с землёй.
0 x
Мой Кабинет здесь.
Отзывы здесь.


Суббота и воскресенье - выходные дни.

Ответить

Вернуться в «Божества»