Солнцеворот/Русалии в Славянской обрядности

Список разделов НОВИЧКИ ФОРУМА, ВАМ СЮДА! Первые шаги в магии Календарь обрядов и ритуалов

#1 Чёрная Леди » 21.06.2015, 10:03

Купала — своего рода рубеж между весенним, цветущим, и летним, плодовым, циклами. Окончанием весенней полосы, проводами Лели-Весны на Руси повсеместно становится Троица, вернее, неделя после нее, известная как Русальная неделя.

Русалия, как всякая красавица, очаровательна, но и опасна. Она, как покровитель девичьей юности, хранит самые волшебные начала надлежащего девам ведания. Но берегись — она не столько передает его, сколько устраивает довольно строгие испытания:
Часто русалия, сидящая на березе или играющая на речном берегу, загадывает загадки «девкам-семилеткам». В этих загадках сокрыто самое необходимое для жизни в нашем мире. Не нашедшейся, что ответить, или поддавшейся на лукавый обман, может прийтись туго.

Опасна она и для случайно встретившегося парня, который может нежданно-негаданно испытать всю силу ее очарования. Из-за этого по деревням, особенно среди тех, кто не был уверен в своей стойкости против такого испытания, к русалиям, русалкам, малкам относились настороженно и с опаской, хотя и не могли не признать важность их деяния для будущего урожая и счастливой жизни. Как только Русальное время проходит, беспокойную соседку стараются проводить как можно дальше.

Так же, подобно Великим Русалиям и их "близкой родне" — бесчисленным русалкам, на ветвях сидящим бледным девам, шаловливым, но чарующе-печальным обитательницам речных берегов и перекрестков дорог, вели себя и дочери славянские, удаляясь в березовую рощу, на пригорок, для «семицких» хороводов и только к этим дням приуроченных игрищ.
Мужеский пол, дети и даже девочки, не достигшие возраста невесты, в этих собраниях участия не принимали. Только в самое последнее время, когда благополучно забылось все, что можно было сокрыть, и осталось одно веселье по случаю весны, Троицкие игрища становятся совместными.

Мужам в эти дни есть свое дело-деяние. Их сила до Солнцеворота скрыта как бы под землей — во дни буйства русалок мужскому началу остается «чёрная работа», связанная с движением подземных вод и течению соков по корням растений.
Сии праздники ознаменованы для мужей почитанием Стрибога — Неба и Дажьбога — Света, от которых приходит Погода, и потому зависит созревание полей и иных природных даров. Но наипаче чтили Вещего Стража подземного мира, в Землю — жилище которого — на сохранение отдана судьба рода, в семени заключенная.
Он, Вещий, во всякий облик обращается, не чужд был ему и женский образ, посему и надеются люди на него как на защиту от разгулявшихся шалуний.

Особыми обрядами чтили в эти дни его «прибога» — проявления, Семаргла — Дива, духа вечного преображения, стража подземных вод, он же Переплут — хранитель переплетающихся корней растений, податель урожая, к которому обращались также и в дни первых плодов. Этот дух — не из тех, кто обращает взоры в небесную высь, но весьма почитаем за свой труд, наиважнейший в земном цикле -круговороте смертей и возрождений.
Хотя и долю отчуждения, с которой связано пребывание в «тёмном» подземном мире, он тоже принимает на себя. Оттого служба духу превращений связана с «выворотом», с некоторым отказом от ряда человеческого бытия.

В честь Переплута ставились капи из переплетенных корней, подобных извитому в пляске подземному зверю, ибо нет сильнее образа, чем созданный самой Природой. Его силою танцевали свое «многовертимое плясание» русальцы. Чародейство русальских дружин, южными нашими братьями сохраненное, так же жестко ограничено мужским кругом, как семицкие игры Руси — кругом девичьим, но происходит публично, на глазах у всей общины, которая постепенно вовлекается в танец.

Посетить русальские игры считается необходимым, чтобы народ был здоров и телом и духом, чтобы родили поля.

Проводы Весны обставляются массовым обрядовым дейстом, в котором принимают участие совместно молодежь и люди более зрелого возраста, верховодят в нем женщины. В каждой местности оно происходит по-своему, общим для всех них остается образ некого растительного божества, которое провожают где добром, где изгнанием с жесткими колотушками — за черту-границу обитания.

Основных способов по Руси известно два.
Первый из них — «Похороны(= проводы) русалки» — Костромы, Моромы, Махони, Хоботьи Аксеновны, реже мужеименного Макарушки или Кострубоньки — шествие ряженых с травяной куклой, которую выносят за пределы деревни и либо разрывают на части на поле, либо топят в реке.
Даже если хоронят «мужика», то женская сила все равно присутствует — он либо принял смерть от воды, утонул, либо находит в воде последнее пристанище.

В этой "ритуальной игре" покойница может быть представлена живым человеком — тогда чаще всего она оживает и гоняется за теми, кто ее хоронил и оплакивал.

phpBB [media]


Либо изготовляется чучело из соломы и тряпиц — тогда его торжественно несут в реку или на поле, где и разрывают на части. В этом разе умерщвленное — отправленное в иной мир — растительное божество тоже воскреснет, уже не в образе чучела, а со временем — в плодоносящих колосьях на поле.

В народном представлении русалка, дух растущей зелени, принадлежит обеим этим стихиям, ее дом может быть и в зелени, и в воде, но всегда — вдали от жилья.
Разбросанные по полю части русалки сообщают ее силу земле-кормилице на грядущее лето и на все последующие. Чем шире разбросаны части по полю, тем лучше будет урожай.

Второй широко известный обряд — «Изгнание русалок», мистериальная битва парней и ряженых русалками девиц(реже — погоня и тех и других за одной из девушек, которой роль русалки достаётся за красоту или по жребию). Иногда битва ведется за травяную русалку, которую также разрывают на полях.

Отражением сих обрядов является игра «Кострома», версий у которой много, но венчают ее всегда смерть и похороны. Обряд похорон русалки в некоторых местах так и именуется — похороны Костромы, а сроки его — или первое воскресенье после Троицы, или сам канун Иванова дня.

Собственно день Солнцестояния даже в усеченной крестьянской традиции может сопровождаться красивыми и сложными обрядами, независимо от прихотей церковного календаря.
:chir_lider: Так, в Белозерском уезде записан малоизвестный обряд «прощания с Весной» — большое веселье: дарят друг друга крашеными яйцами, как на Великдень, молодежь обоего пола качается на больших, человек на 20, качелях.

К вечеру, на закате, вся молодежь с цветами и песнями идет сначала вдоль деревни, потом вокруг деревни(в какую, хочется уточнить.. хотя итак понятно.. сторону?), наконец — на самый край деревенского поля. Как только скроется Солнце, все становятся в круг на колени и кланяются в землю со словами: «Прощай, Весна-Красна! Ворочайся скорей опять!» Затем идут на реку, где в сумерках поют весенние песни, водят хоровод, в последний раз в году бегают в горелки.

Классические «огненные» составляющие купальского обряда, сохраненные, прежде всего, западными славянами, а из восточных — украинцами и белорусами:
- Костры на горах, через которые прыгают поодиночке и парами;
- Огненное колесо, которое зажигается от костра и скатывается с горы в реку;
- Сожжение куклы из травы, которая носит имя Мара, и сродные с ним. Упоминаются и случаи, когда сжигалась пара кукол — он и она.. :smu:sche_nie:

В костер бросали также разные травы со словами: «Да сгорит также все зло!» Вот так и простится слово "зло" заменить на "вражина", не так ли? :mi_ga_et: :nez-nayu:


Пастухи обходили с факелами коровьи и овечьи закуты, а на Балканах — девушки с факелами обходили поля. Угольки от купальского костра — самый сильный оберег для дома и двора на весь год.

Непременная часть Купалы - обряды, связанные с травами и зеленью. Зеленью украшают себя, плетут венки, подпоясываются, из зелени строят шалаш, в котором сидит куколка — символ праздника. Из зелени варят зелье(кто бы сомневался..), коим опаивают упёртых ТовариСЧей кропят окрестности жилья. Зеленью и цветами укра-
шается «Иванова дева», которая с танцами обходит вокруг села и непременно танцует у каждого колодца(обычай болгар).

Купальское деревце по имени Мара или Марена — украшенная березка. Под нее иногда сажают куколку - «Купало», уже мужского рода. Примечательно, что на Руси обряды вокруг березки связаны с зелеными святками, купальское деревце — украинский обычай. Дерево вместе с куколкой бросают в воду со словами: «Плыви, Купало, за водою!», частички деревца девушки уносят домой на огороды.

Сведущие люди на Купалу собирали травы для целебных составов и волшбы, юные девы составляли венок из 9 - 12 трав: такой венок, надетый на голову перед празднично-обрядовым действом, помогал найти своего избранника и не ошибиться. Игр с венками известно множество. Как примеры: венки перебрасывают друг другу через костер, или через шеренгу парней, которые пытаются их поймать, венки отдаются на жребий — парень вынимает, не глядя, один из них, а владелица выкупает его танцем.

В воде топят куколку, в воду скатывают огненные колеса, а то и колесницу — передний мост от старой телеги, на котором сидит травяная куколка. По воде пускают плотик с горящим костром. Дева погружается в воду — в праздничной одежде, а то и в одних цветах. Вода провозвещает судьбу — девы отдают ей венки, непременно с горящими на них свечками.

Воду, дождь, потоки Силы, льющейся с неба, знаменуют развевающиеся волосы плясуний, которые весь год носят
тщательно убранными, а мужние жены — еще и покрытыми, копят силу для главного таинства в году.

На Купалу поутру Солнце «играет», поднимаясь над горизонтом, вновь спускается вниз, приобретает вид вертящегося колеса с изогнутыми спицами.

Купальская роса обладает целебной силой — для тех, кто не страшится в эту колдовскую ночь выйти за околицу. В ней омывалась не только разгоряченная ночным игрищем молодежь, но и люди пожилого возраста, для которых купания в реке и пускание венков остались в прошлом. На Купалу (в иных местах несколько позже — на Петров день) старики проводили ночь у костра на возвышенном месте, а поутру встречали рассвет.

В наши дни праздник Купалы становится главным общим праздником славянского родноверия, на который съезжаются гости и единомышленники из самых дальних краев. Праздник продолжается по нескольку дней и приближается тем самым к тому образу Купальского празднества, каким его видели наши предки — мистерией совоКУПного торжества Природы, Людей и Богов.

Начало:
КУПАЛА - венчание Света и Тьмы
Самая страшная ведьмовская ночь года (с 21 на 22 июня)
Образы Купальского пероида
Продолжение:
Летнее Солнцестояния в кельтской обрядности и обрядности балтов (Праздник Рос)

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
В диагностиках
Чёрная Леди F
Автор темы, Хозяйка Форума
Аватара
Возраст: 35
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3777
Сообщения: 10763
С нами: 4 года 7 месяцев
Блог: Просмотр блога (1)
Статус:

#2 ElenaS » 21.06.2015, 16:20

Из зелени варят зелье(кто бы сомневался..), коим опаивают упёртых ТовариСЧей
Иван-чай? Первое, что вспомнилось в связи с названием праздника...

[ Отправлено с Android ] Изображение
ElenaS F
Аватара
Откуда: СПб
Репутация: 25
Сообщения: 230
С нами: 2 года 3 месяца
Блог: Просмотр блога (0)
Статус: ---


Вернуться в Календарь обрядов и ритуалов

Кто сейчас на форуме (по активности за 60 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя